Lee Key, Елена Кайда, фотограф

Lee Key (Елена Кайда) – это талантливая девушка весьма хрупкого телосложения, в глазах которой, как мне кажется, спрятано по маленькому фотоаппарату. Встретившись с Леной впервые, создается впечатление, что знаешь ее очень давно. На вопросы она отвечает искренне, а фотографирует не по правилам, а так, как видит. И это первый человек, который после того, как диктофон был выключен, устроил мне встречное интервью. Знакомьтесь,  Lee Key.

14826436_1176292752446534_573563162_n.jpg

- Ты помнишь свою первую фотографию?

- Самую первую не помню, но хорошо помню ту, благодаря которой впервые что-то почувствовала к фотографии. Она была сделана на фотоаппарат, который мне подарил отец на мое совершеннолетие, это был двухмегапиксельный Olympus. Я сфотографировала нас с Пашей, моим мужем, в одном из моих любимых городов – Днепропетровске, на набережной. Это был снимок наших отражений в витрине, стекла которой напоминали пленочную ленту. Но тогда я даже не могла предположить, что буду фотографом. Я работала дизайнером, меня все устраивало, и я подумать не могла, что все так переменится. Все, что происходило в моей жизни, было как-то очень спонтанно. Но сейчас, анализируя прошлое, я понимаю, что на самом деле все плавно перетекало из одного в другое. И, знаешь, я бы ничего не стала менять.

Xl0Zd_8FXcI.jpg

- А в семье у тебя кто-то имеет отношение к фотографии?                                         

- Отец в молодости занимался фотосъемкой, у него были популярные на то время Зенит, ФЭД, но это было скорее увлечение, благодаря которому у меня остались отличные детские фотографии.

- Раз уж всплыли в разговоре пленочные фотоаппараты, не могу не спросить про  твое отношение к пленке. Мода, как известно, идет по кругу, и все в очередной раз про нее вспомнили.

- У меня была серия фотографий, часть которой была снята на пленку. После этого я поняла, что в плёнке для меня нет смысла. Почему любят пленку? За ее особые цвета, сам процесс проявки и так далее. У меня нет необходимых реактивов и оборудования для проявки, поэтому я отдала пленку в лабораторию и получила оцифрованные фотографии на флэшке. Мне гораздо приятнее самой участвовать в процессе создания цветов. К тому же мои самые первые кадры не были отсняты на пленку. Поэтому, возможно, и особой любви к ней у меня нет.

0015.jpg

- Обратная ситуация. Многие любят снимать на телефон. Как ты к этому относишься?

- В съемке на телефон есть свои преимущества. Ты можешь сразу получить результат, обработав фото в редакторе, который упрощает процесс ретуши. Но все равно, на мой взгляд, это скорее любительский вариант съемки и качество часто оставляет желать лучшего. Телефоном я фотографирую в поездках, когда неудобно снимать на фотоаппарат. Но для меня он никогда не сможет заменить фотоаппарат. Хотя при этом я слежу за несколькими аккаунтами в Instagram, где фотографы снимают исключительно на телефон и получают хорошие душевные снимки.

14872519_1790201984570647_312521975_n.jpg

- А хороший снимок, он какой?

- Как я говорю людям, которые приходят ко мне на курсы ретуши, у хорошей фотографии есть три составляющих, расположенных в порядке уменьшения степени значимости: эмоции, свет и цвет. Когда есть эти три пункта и один плавно перетекает в другой, это и есть хороший снимок. Но именно в таком порядке. Нельзя снять кадр и выехать только на том, что ты его хорошо затонировал. В первую очередь он должен нести в себе эмоцию, потом там должен быть хороший свет и только после этого тонировка.

- Эмоция и свет понятно, а без тонировки можно обойтись?

- Есть фотографы, которые снимают без обработки, но их сейчас очень мало. Свои фотографии без обработки я даже не люблю показывать в процессе съемки. Это можно сравнить с тем, как если бы у повара попросили попробовать недоваренный суп. Снять фотографию для меня это только половина работы. При обработке я переживаю каждый кадр заново. Только после этих двух этапов будет готов результат, который я могу показать и буду уверена, что человек почувствует те эмоции, которые я вложила в фотографию.

0005 2.jpg

DSC_2127.jpg

- Тебе не кажется, что цветокоррекция в чем-то навязана нам модой? Появились эти теплые коричневые тона, которые стали очень популярны. Поэтому увидеть фотографию без обработки это примерно то же самое, как в магазине сейчас найти джинсы-клеш. Они нам покажутся некрасивыми, хотя еще некоторое время назад это было очень модно.

- Я думаю, это действительно так. Достаточно изучить фоторесурсы, на которых фотографы загружают свои работы в течение многих лет, и там можно найти целые пласты фотографий с определенным стилем обработки. По годам можно проследить те или иные тенденции. Недавно прочитала одно выражение. Дословно не помню, но мысль примерно такова: каждые 20 лет мода возвращается за деньгами тех, кто мечтал носить одежду своих родителей. Это касается и фотографии. Те цвета, которые мы видим сейчас, это, по сути, эффект пленки и минимум ретуши. Наверное, просто потому, что сейчас подросло поколение, которое так или иначе соприкасалось с пленкой, и они хотят это пережить заново. Мне кажется, ничего плохого в этом нет. Наоборот, это дает возможность меняться, искать что-то новое, пусть даже с оглядкой на прошлое. А ты считаешь это плохо?

- Да нет, я как раз из того поколения, которое вдогонку за родителями, пыталось фотографировать на Зенит. Просто мне интересно кто в мире фотографии задает эти тренды? На кого ориентируется большинство?

- Ты знаешь, к сожалению, я не могу блеснуть именами фотографов, на работы которых все ориентируются. Просто мой путь к фотографии не был ознаменован работами именитых гуру. Для меня фотография была открытием, а я в её мире – первооткрывателем. Я не имею в виду, что я вот такая классная-неповторимая, нет. Просто я старалась  не забивать себе голову работами тех людей, которые делали что-то до меня, а просто получала свой собственный опыт. Мне не верят, когда я говорю, что сама научилась ретуши, обычным «методом тыка». Максимум я посмотрела несколько видеоуроков. Вот, помню, гуглила как сделать такую тонировку как у Jaime Ibarra, и единственный текст, который я нашла по теме, был на английском. С английским у меня не очень складывалось, поэтому все, что я поняла – это слово «curves», в переводе «кривые», и что с ними надо «играться» в Photоshop. После этого шел уже упомянутый «метод тыка». Но у меня все-таки есть образец для подражания – Lara Jade, фэшн-фотограф. Ее нельзя отнести к числу классиков-гуру фотографии. Но ее работы, как ранние, так и самые свежие, мне очень нравятся и это, наверное, единственное имя, которое я могу назвать с чистой совестью в качестве какого-то ориентира.

DSC_9315.jpg

DSC_2089.jpg

- А как насчет чувства композиции? Это врожденное или ты каким-то образом его развивала?

- О золотом сечении и прочих правилах, которым обучают на фотокурсах, я задумалась только тогда, когда меня пригласили преподавать. Но в процессе съемки я об этом не задумываюсь. Просто снимаю так, как вижу.

- С людьми ты встречаешься перед съемкой?

- Да, однозначно. Когда есть такая возможность, я стараюсь встретиться лично, чтобы прочувствовать человека и понять сможем ли мы настроиться на одну волну. При этом стараюсь сразу объяснить, что результат зависит не только от фотографа, но и от человека в кадре. Само собой со своей стороны я помогаю с позированием, пытаюсь их раскрепостить, общаясь в процессе фотосъемки, но мне в ответ нужна отдача.

DSC_8024.jpg

- А можно красиво сфотографировать человека, если он сам не чувствует себя красивым?

- Можно, но, скорее всего, это будет фотография без эмоций. Это будет картинка, которая, вероятно, понравится человеку, ведь он увидит себя с новой, неожиданной стороны.

- А есть какие-то секреты, как раскрепостить себя перед камерой?

- Первые полчаса съемки – они обычно самые сложные. Кадры, снятые в этот период, чаще всего уходят в корзину. Дальше, когда люди понимают, что я не кусаюсь и не кидаюсь в них камнями, если что-то идет не так, они расслабляются и автоматически начинают лучше чувствовать себя перед камерой, им становится легче следовать моим советам.

0053.jpg

0019.jpg

- Я знаю, у тебя не так давно была съемка в жанре косплей, как тебе такой новый опыт?

- Мне очень понравилось. Люблю пробовать что-то новое. К тому же я увлекаюсь видеоиграми, и мне все это довольно близко. С удовольствием поснимала бы еще нечто подобное.

0164.jpg

- А какие еще есть задумки, которые хочется воплотить?

- Мне кажется, мы тут подошли к самому интересному, потому что я поняла, что не хочу больше заниматься коммерческой съемкой. Сейчас хочется больше творчества. Проанализировав свои работы, я поняла, что лучшие из них были сняты именно в творческой атмосфере. А когда появляется тот, кто платит, так или иначе творчество уходит. Конечно, я буду продолжать снимать, потому что это часть меня, но не хочу делать это за деньги. Для заработка хочу найти себя в чем-то другом. Пока моя альтернатива – это съемка для фотостоков. То есть я снимаю то, что хочу, и если людям это нравится, то они покупают мою работу. И свои идеи я реализую именно в этом русле.

0031.jpg

0016.jpg

- Так, оказывается, помимо фотографии в списке твоих увлечений есть видеоигры, и, наверняка, список можно продолжить?

- Я очень люблю читать. Мне нравятся абсолютно разные жанры, кроме сугубо научной и исторической литературы, и дамских романов. Очень люблю путешествовать.  Недавно мы ездили в Карпаты, и путешествие получилось довольно непростым: у нас сломалась машина, в связи с чем возникло много дополнительных трудностей. Но на обратном пути я поняла, что в дороге все переживания просто уходят. Есть ты и мир за окном, который постоянно меняется. И благодаря этим изменениям у тебя внутри не остается того, что не давало покоя раньше. Поэтому люблю путешествия именно за ощущения легкости и новизны.

0076.jpg

0016 (2).jpg

- Какие у тебя есть любимые места в Украине, куда хочется возвращаться?

- Первый город, после моего родного Запорожья, который я увидела, был Днепропетровск. Поэтому я его люблю за большое количество теплых воспоминаний. Очень люблю Карпаты. В эту поездку мы были в Прикарпатье, а несколько лет назад - в Закарпатье. И, сравнив, я поняла, что Закарпатье мне нравится больше, оно колоритнее. Туда хочется возвращаться, а еще лучше - вообще не уезжать. В Запорожье мне очень нравятся остров Хортица и урочище Вырва. Там потрясающая природа. И особенно сильно начинаешь замечать это, когда меняешь место жительства. А Киев удивительный город в плане мероприятий, они здесь на любой вкус. Кроме того из Киева гораздо проще путешествовать, ведь можно уехать практически в любом направлении.

DSC_5353.jpg

DSC_4913.jpg

- Время любимого вопроса от Forside: посоветуй одну книгу и один фильм.                                             

- Книга, если одна, то Виктор Гюго «Отверженные». А с фильмом сложнее... Пусть будет «Рожденный дважды». Во всяком случае, из всего просмотренного за последнее время он оставил самые сильные впечатления.

- Ты счастлива?

- Люди в своем большинстве, и я не исключение, склонны акцентировать свое внимание на плохом. И в такие моменты ты чувствуешь себя несчастным. Но тогда я вспоминаю, что рядом есть любимый муж, с которым мне очень повезло, что периодически мы можем путешествовать, что я занимаюсь любимым делом и могу делать что-то для души… Так что да, я счастлива.

Беседовала Юлия Троцевич

P.S. Вот несколько фото Лары Джейд (Lara Jade), которые отобрала Lee Key:

14804912_1176290612446748_804319488_n.jpg

14826321_1176290599113416_926544692_n.jpg

14826286_1176290619113414_1674420833_n.jpg

14804938_1176290605780082_1194801851_n.jpg

Добавить комментарий